Звоните нам по телефону в Москве!

+7 (495) 147-18-72

2 ноября состоялось заседание Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России на тему «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития».Как сообщили Regions

2 ноября состоялось заседание Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России на тему «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития». Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, заседание открыл председатель Совета Федерации Сергей Миронов, подчеркнувший необходимость мощного и оснащенного современным оборудованием отраслевого строительного комплекса для развития агропромышленного комплекса страны, инвестиционной активности в этом секторе экономики и достижения максимальной эффективности предпринимаемых государством мер по возрождению российской деревни.

С основным докладом о ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития«выступил Сергей Мытарев, президент ОАО «Центрсельстрой». Сергей Мытарев напомнил о масштабном и эффективном строительном сельском комплексе в советское время и призвал к созданию интегрированной структуры в данной отрасли. «Необходимость обеспечения слаженной работы многих сотен небольших предприятий и организаций сельского строительного комплекса с соблюдением единых технических требований и нормативов объективно требует их объединения в рамках единого комплекса», — уверен С.Мытарев. Открытое акционерное общество «Центрсельстрой», которое он возглавляет, было создано в 2004 году, и под его эгидой были частично объединены действующие организации сельского строительного комплекса в 54 регионах страны.

В прошлом веке, напомнил докладчик, мощный сельский строительный комплекс внес существенный вклад в дело развития сельскохозяйственного производства, а также социального обустройства сельских территорий. Так, в 70-80-е годы были построены и сданы в эксплуатацию 800 птицефабрик, 1200 животноводческих комплексов, 300 тыс. км внутрихозяйственных дорог, 280 млн.кв. метров жилья. К концу 80-х годов действовало 6 тысяч строительных сельских организаций, домостроительных комбинатов, заводов и цехов по производству строительных материалов. Здесь было занято около 2 млн. человек, а объемы выполняемых строительных работ на селе достигал 380 млрд. рублей в год. Организационно комплекс состоял из трех технологически взаимосвязанных звеньев: районного (базы ПМК, небольшие кирпичные (блочные) и деревообрабатывающие цеха, автотранспортные предприятия, полигоны железобетонных изделий и т.д.); регионального (строительные организации и объединения, крупные предприятия промышленности строительных материалов, строительные проектные институты и другие специализированные организации) и федерального.

Однако за последние 15 лет сельский строительный комплекс был в значительной степени дезинтегрирован и практически утратил свои ведущие позиции в агропромышленном комплексе. По мнению Сергея Мытарева, этому способствовали серьезные ошибки, допущенные в процессе приватизации его предприятий и организаций, а также резкое снижение объемов строительно-монтажных работ из-за хронического дефицита собственных финансовых ресурсов у потенциальных заказчиков при резком сокращении, а затем и прекращении бюджетного финансирования капитальных вложений. Аналогичная ситуация сложилась в региональных строительных проектных институтах и других специализированных организациях. Отсутствие отраслевого строительного комплекса сегодня объективно сдерживает развитие агропромышленного комплекса страны. С этим утверждением докладчика Сергея Мытарева были полностью согласны участники заседания. Вынужденное привлечение неспециализированных проектных и строительных организаций, использование неадаптированных к местным условиям и отраслевым особенностям проектов снижает эффективность капитальных вложений в аграрной сфере. Используемые сегодня неспециализированными организациями общестроительные нормативы и правила требуют серьезной и дорогостоящей адаптации к отраслевым требованиям. Так, анализ опыта строительства новых объектов в сельском хозяйстве, в том числе животноводческих, показывает наличие в них грубейших технологических и технических нарушений существующих для нашего климата норм и регламентов.

Для развития сельского строительного комплекса необходимы модернизация производственных мощностей строительной индустрии, восстановление производства местных традиционных строительных материалов и интеграция всех его звеньев на качественно новых конкурентных началах. Однако основным и обязательным условием для этого, убежден Сергей Мытарев, было и остается оживление инвестиционной активности в агропромышленном комплексе России. В роли трех разноуровневых организаций оказались изыскатели, проектировщики и строители. Все они сегодня «разведены по разным организациям», а для построения современного сельского строительного комплекса и обеспечения технологического единства в сельском строительстве, надо преодолевать тенденции дезинтеграции, прекратить процесс перепрофилирования входивших в стройкомплекс специализированных предприятий. Ведь у сельского строительства есть своя особая специфика, которую надо учитывать и нельзя потерять, подчеркнул Сергей Мытарев.

ОАО «Центрсельстрой» и строительные научные и проектные институты могли бы стать центром интеграции строительного комплекса в новых условиях, считает С.Мытарев. Для этого на их базе может быть создана компания с полным или частичным государственным участием с передачей ей функций регулирования деятельности технологически единого сельского строительного комплекса, в том числе координации конкурсного распределения заказов и контроля за соблюдением условий конкуренции на рынке строительных услуг в агрокомплексе. «Негативные последствия развития села в отсутствие постоянного действующего сельского строительного комплекса» — с содокладом на данную тему выступил Статс-секретарь — заместитель Министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков.

Спрос на строительные услуги в агарной отрасли сохраняется, констатировал он, и возрастающая инвестиционная активность демонстрирует явный дефицит квалифицированных строительных услуг в сельской местности. А.Петриков поддержал предложение докладчика С.Мытарева о создании единой интегрированной структуры, которая объединит все региональные строительные сельскохозяйственные организации на основе честно-государственного партнерства. Уже готова концепция структуры, однако, сообщил статс-секретарь, требуется решить ряд организационно-юридических вопросов.

Но главное, на чем был сделан акцент в выступлении А.Петрикова — это необходимость Федеральной целевой программы по развитию сельских депрессивных территорий, что особенно актуально для центральной части России. О проблеме малозаселенных, обезлюдевших сельскохозяйственных территорий говорил и второй содокладчик — академик РАСХН Анатолий Огарков. Почти 14 тысяч сельских населенных пунктов, согласно данным последней Всероссийской переписи, стали «деревнями-призраками» из-за того, что жители бросили насиженные места и подались в города, большие агломерации. Так что главный приоритет в устойчивом развитии сельских территорий сегодня — сделать привлекательной и желанной жизнь в селах и деревня, считает А.Огарков. И сделать это, продолжил он, можно только развивая все виды сельского строительства. Ведь выбытие единиц из основных фондов в агарном секторе сегодня в 10 раз превышает ввод новых объектов. А износ социальных объектов на селе, оборудования — от 60 до 80% при том, что по всем нормам планка в 55% является основание для сноса здания и постройки нового, заметил А.Огарков.

Участники заседания говорили о плачевной ситуации, в которой оказались сохранившиеся остатки проектных организаций. Около 12 иностранных государств сегодня берут заказы на проектировочные работы в российских селах и аграрных комплексах. Приводились примеры, когда сельхозобъекты в России проектируют американцы, и даже австралийцы. А вот проектному институту, чьим детищем стал Гатчинский молочный комплекс, повезло меньше. Этот отраслевой институт мясомолочного профиля был ликвидирован, продан с аукциона. Весьма распространенная участь для отраслевых научно-проектных институтов после принятого решения об их передаче Росимуществу. Специалисты считают это решение ошибочным, так как программа приватизации не должна быть в стране главной и приоритетной. Участники заседания отмечали, что проблему поднятия села, восстановление его потенциала и перспектив надо решать комплексно, при поддержке государства, которая даст аграрному сектору дополнительные стимулы и защиту от внешних негативных факторов.

Все предложенные на заседании меры целесообразно объединить в единой комплексной государственной программе обеспечения устойчивого производственного и социального развития сельских территорий, стимулирования инвестиционной активности и развития строительства на селе, разработанной с учетом отраслевых особенностей и перспектив территориального размещения производительных сил в стране. По итогам заседания Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России по вопросу «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития» было принято итоговое решение.

В итоговом документе отмечается, что для решения масштабных в социальном и производственном плане задач требуется системная и последовательная политика государства в отношении сельского строительного комплекса. Правительству Российской Федерации рекомендовано разработать и осуществить комплекс мер по организации сельского строительного комплекса, функционирующего на основе единых строительных правил и нормативов, и по стимулированию процессов добровольной интеграции и кооперирования его предприятий и организаций, в том числе путем возможного создания объединенной сельской строительной компании с государственным участием, с передачей в ее уставный капитал акций и имущества профильных строительных организаций, находящихся в собственности Российской Федерации. В связи с этим дополнительно изучить целесообразность приватизации в 2010 году строительных проектных институтов — открытых акционерных обществ со 100 — процентным государственным участием и при необходимости исключить эти организации из плана приватизации на 2010 год;

Во-вторых, предлагается рассмотреть возможность распространения действующего для сельскохозяйственных товаропроизводителей порядка субсидирования процентной ставки по кредитам на сельские строительные организации и расположенные в сельской местности малые и средние предприятия, производящие строительные материалы и конструкции, при их кредитовании для пополнения оборотных средств и для приобретения машин и технологического оборудования, необходимых для ведения ими основного производства, а также порядок поставок им машин и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга). Также отмечается целесообразность принятия ряда федеральных целевых программ для развития индивидуального жилищного строительства на селе и сети сельских дорог, предусмотрев в них источники финансирования, в том числе использование различных видов кредитования с государственной поддержкой.

Профильным министерствам предлагается принять дополнительные меры по развитию системы кадрового обеспечения сельских строительных организаций и предприятий, производящих для них строительные материалы и конструкции. В целях обеспечения необходимых условий для организации качественного профессионального образования предусмотреть возможность технического переоснащения профильных профессионально-технических училищ по лизингу на условиях, действующих для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также разрешить этим училищам ведение учебно-производственной деятельности при прохождении обучающимися учебной практики непосредственно на строительстве объектов и на предприятиях, производящих строительные материалы и конструкции. Решение Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России будет направлено в Правительство, профильные Министерства и научные институты.

  <

Онлайн

Сейчас 156 гостей онлайн